Если ребенок плохо учится
Ребенок плохо учится. Это, пожалуй, самая
распространенная жалоба среди родителей
младших школьников. Часто в этой жалобе
родители и учителя не отмечают никаких
других трудностей - плохая успеваемость
затмевает для них все остальное. А ведь за
этой жалобой могут стоять разнообразные
причины, такие как задержка психического
развития, отсутствие учебно-познавательных
мотивов, астения и другие. И сегодня мы
рассмотрим некоторые из возможных причин
того, что "ребенок плохо учится".
Отставание в учебе имеет много причин.
Индивидуальные неудачи бывают обычно в тех
школах, которые не стремятся приспособиться
к нуждам и уровню каждого ученика, в которых
с детьми обращаются грубо, требуя от них
безоговорочного послушания, и где классы
слишком велики для индивидуального подхода.
Причины плохой успеваемости могут быть
заложены в самом ребенке. Они могут быть
скрыты в его здоровье: плохое зрение или
слух, утомляемость или хроническое
заболевание. Причиной может быть психическое
состояние ребенка: нервность и беспокойство
по какому-либо поводу, неумение найти общий
язык с преподавателем или учениками. Бывает,
что ребенок плохо читает, потому что ему
трудно узнавать написанные слова. Один
ребенок не работает потому, что задания
даются ему слишком легко, другой - потому,
что слишком трудно.
Не ругайте и не наказывайте ребенка, у
которого нелады с учебой. Попытайтесь
выяснить, в чем причина его плохой
успеваемости. Посоветуйтесь с преподавателем
или директором школы, или с психологом, если
он есть. Проверьте состояние здоровья
ребенка, включая зрение и слух.
Очень способный ребенок
Если в классе все ученики работают по одной
и той же программе, то более способным
ребятам может быть скучно, потому что
задания оказываются для них слишком легкими.
Единственным выходом из положения может
оказаться переход в более старший класс. Это
может оказаться хорошим решением, только
если ребенок и физически и духовно более
развит, чем его сверстники. В противном
случае он будет изолирован и одинок среди
товарищей по классу, особенно когда они
вступят в подростковый период. Он может быть
слишком тщедушным для спортивных игр и
танцев. Интересы ребенка скорее всего
определяются его возрастом, что мешает ему
найти общий язык с новыми товарищами. Какой
ему толк от того, что он поступит в институт
в очень молодом возрасте, если из-за этого
он всегда будет одинок?
Для такого способного ребенка лучше остаться
в своем классе, где учатся его сверстники,
при условии, что программа обучения слишком
гибкая, т.е. ее можно сделать более сложной
для способных детей. Ему можно поручить
проработать в библиотеке более трудную книгу
и сделать по ней доклад. Если способный
ученик работает ради отметок или, чтобы
доставить удовольствие учителю, ребята дают
ему клички "Умник", "Любимчик", и т. д. Но
если он работает над общей темой, совместно
со всем коллективом, уважение ребят к нему
растет, потому что его ум и способности
оказываются особенно полезными в общем деле.
Даже если вы считаете своего ребенка очень
талантливым, не добивайтесь перевода его в
более старший класс, не соответствующий его
способностям. В результате ребенок будет
учиться хуже, чем мог бы, или даже просто
останется на второй год, возвращаясь к
своему классу.
Возникает также вопрос, нужно ли учить
смышленых детей читать и считать еще до
школы. Родители рассказывают, что часто дети
сами просят показать им буквы и цифры и
прямо-таки напрашиваются на обучение. Это
отчасти так, и нет вреда в удовлетворении
любопытства ребенка.
Но во многих таких случаях есть и другая
сторона. Часто родители возлагают на ребенка
слишком большие надежды и хотят, чтобы он
превосходил других детей. Когда он играет в
свои детские игры, они относятся к этому
спокойно. Но стоит ему только проявить
интерес к чтению, они загораются и с
энтузиазмом помогают ребенку научиться
читать. Ребенок, видя восторг родителей,
отвечает на него еще большим интересом. Это
может совершенно отвлечь его от естественных
занятий его возраста и превратить его в
"грамотея" раньше, чем нужно.
Для хороших родителей естественно радоваться
прекрасным качествам своих детей. Но
необходимо различать, где кончаются интересы
ребенка и начинаются большие надежды
родителей. Если родители по натуре
честолюбивы, они должны честно признаться в
этом самим себе и быть начеку, чтобы не
позволить своему честолюбию управлять жизнью
ребенка. Чтобы ребенок вырос счастливым
человеком и стал гордостью своих родителей,
они не должны оказывать на него давления ни
в каком возрасте, будь то по поводу школьных
занятий, уроков музыки или танцев, спорта
или выбора друзей.
Плохая успеваемость из-за нервности
Учебе ребенка могут помешать различные
беспокойства, неприятности и семейные
нелады. Вот несколько примеров, хотя они и
не исчерпывают всех возможностей.
- Шестилетняя девочка мучается чувством
ревности к младшему брату. Это ее нервирует,
отвлекает от занятий. Иногда она неожиданно
нападает на других детей без всякой видимой
причины.
- Ребенок может быть расстроен болезнью
кого-либо из членов семьи или угрозой
родителей уехать, или неправильно понятыми
половыми взаимоотношениями.
- В первые годы в школе ребенок может
бояться хулигана или злой собаки по дороге в
школу, или строгой учительницы, бояться
попросить разрешения пойти в туалет или
отвечать урок перед всем классом.
Для взрослого человека это все может
показаться пустяками, но для застенчивого
6-7-летнего ребенка такие вещи могут явиться
причиной сильного страха, который совершенно
парализует его способность соображать.
Девятилетний ребенок, которого дома сильно
ругают и наказывают, может дойти до
состояния крайнего беспокойства и
напряженности и потерять способность
удерживать свои мысли на чем бы то ни было.
Нет интереса к учебе
Бывает, что ребенок в школе плохо учится
потому, что у него просто нет интереса к
учебе. Этому могут быть две причины. Либо
родители не вели с ним совместных
познавательных занятий и познавательный
интерес у ребенка просто не сформирован;
либо родители "напичкивали" ребенка с
раннего возраста различными знаниями, что
вызвало у него отторжение. И в том, и в
другом случае можно рекомендовать
разнообразные совместные занятия с ребенком,
включающие в себя познавательные элементы.
Например, совместное наблюдение за ростом
растений, фиксация изменений в природе,
ведение дневника погоды, изучение различных
видов растений, наблюдение за домашними
животными.
Набор "Юный химик" тоже может быть здесь
очень полезен. Если у родителя есть какой-то
свой, личный познавательный интерес, он
может приобщить к нему ребенка в доступной
для него форме. Можно порекомендовать также
какой-либо кружок с познавательной
направленностью. Любые совместные
познавательные занятия с ребенком должны
проводиться с позиции "на равных" - мы
вместе познаем мир, и учитывать интересы
ребенка. Позиция "сверху вниз", -
учительская позиция вдалбливания знаний
нерадивому ученику, может здесь только
навредить. Ваша цель - вызвать у ребенка
самостоятельный интерес к познанию мира.
"Ленивый" ребенок
Обычно ребенок, которого считают "ленивым",
на самом деле совсем не ленив. Человек
рождается любознательным и энергичным. Если
позже он теряет эти качества, то виновато
воспитание. Причины кажущейся лености
различны. Ребенок может быть просто упрям,
потому что его с самого рождения постоянно
понукают. Но он не ленится, когда дело
касается его личных увлечений. Иногда
ребенок просто не решается попытаться
сделать что-либо из страха потерпеть
неудачу. Это качество развивается у такого
ребенка, чьи родители всегда слишком
критически относились к его достижениям либо
требовали от него очень многого.
Иногда плохо учится слишком добросовестный
ребенок, как это ни странно звучит. Он много
раз повторяет уже выученный урок или
сделанное упражнение в страхе, что он что-то
Ребенок, лишенный любви и заботы в раннем детстве, к школьному возрасту, как правило, становится нервным, беспокойным, безответственным, неспособным заинтересоваться учебой, найти общий язык с учителями и одноклассниками.
Дорогие друзья, какова бы ни была причина плохой успеваемости ребенка, нужно, во-первых, найти причину его неуспеваемости, во-вторых, независимо от того, сумеете вы найти ее или нет, учитель и родители, объединив свои знания о ребенке, должны раскрыть его хорошие качества и интересы и, используя их, постепенно втянуть ребенка в коллектив и его деятельность.
Мария Демина
При подготовке выпуска использованы материалы книги Б. Спока "Ребенок и уход за ним", изд.: "Попурри", 2003, с. 592.