Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением отдельных предметов

142003, Московская область,  г. Домодедово, ул. Талалихина, д.6; тел/факс  8 (49679)7 47 88

 

 


ПРИКАЗ

от 02 сентября 2013 года                                                                                                  №218о

 

Об утверждении основной образовательной программы

начального общего образования

                              

На основании решения заседания Совета Учреждения №1 от 30.08.2013 года

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

  1. Утвердить основную образовательную программу начального общего образования МАОУ ДСОШ №7 с УИОП.
  2. Приступить к реализации основной образовательной программы начального общего образования МАОУ ДСОШ №7 с УИОП с 02.09.2013 года.
  3. Контроль за исполнением приказа возложить на Костину Г.И., замиректора по УВР.

 

 

 

 

 

Директор школы:                                                                 Дядюра В.М.

 

С приказом ознакомлена:

 

_____________ Костина Г.И.

 

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Пояснительная записка

1. Введение

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

 Образовательная программа начального образования является основным нормативным документом, развивающим и конкретизирующим положения Федерального государственного образовательного стандарта начального  образования.

Образовательная программа представляет собой компонент системы образования Российской Федерации.

Образовательная программа определяет содержание начального образования и направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся.

    Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Основная образовательная программа начального общего образования составлена на основании  закона «Об образовании» РФ, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования  с учетом рекомендаций Примерной  программы ОУ, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, а также концептуальных положений УМК «Школа России» , УМК «Перспектива», УМК «Гармония», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД), типового положения об общеобразовательном учреждении.

    Четырёхлетнее образование в МАОУ ДСОШ № 7 с УИОП обеспечивается  образовательными  программами «Школа России», «Перспектива», «Гармония».

              УМК «Школа России»МК «Гармония» и УМК «Перспектива» направлены на обеспечение равных  возможностей получения качественного начального  общего образования всем обучающимся с учетом  разновозрастного зачисления детей в первый класс (с 6,5 лет); разного уровня дошкольной подготовки, топографической принадлежности детей; разного уровня владения русским  языком.

Эти системы в большей мере обеспечивают решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям, готовность к продолжению образования в основной школе, формирование здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях, личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

1.2. Части основной  образовательной программы начальной школы

Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит следующие разделы:

·пояснительную записку;

·планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

·учебный план образовательного учреждения;

·программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

·программы отдельных учебных предметов, курсов;

·программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

·программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

·программу коррекционной работы;

·систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Разработанная  основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей;

-организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

·участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

·использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

·возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

·включение обучающихся в процессы познания.

1.3.Цели образования

Цели образования на первой ступени начального образования

Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускника начальной общеобразовательной  школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями, возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Одной из основных целей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК, является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях социально организованной учебной деятельности. Ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

·личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

·метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

·предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему

обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

·обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов

освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфик

и обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

·являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е.

служащий основой для последующего обучения.

Структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

·определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

·определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

·выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

Цели‑ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

2. 1.  Формирование универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие морального сознания;

·развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

·установка на здоровый образ жизни;

·основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

·чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

·внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

·адекватного понимания причин успешности/неуспешности  учебной деятельности;

·положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

·компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

· способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

·установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

·осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

·эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·принимать и сохранять учебную задачу;

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

·оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·различать способ и результат действия;

·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·преобразовывать практическую задачу в познавательную;

·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

·осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·строить сообщения в устной и письменной форме;

·ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

·устанавливать аналогии;

·владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание ,владеть диалогической формой коммуникации;

·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

·задавать вопросы;

·контролировать действия партнёра;

·использовать речь для регуляции своего действия;

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

3.Базисный учебный план начального общего образования

3.1. Базисный учебный план фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.

Базисный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей.

Базовый компонент представлен следующими предметами:

 1. Русский язык

На учебный предмет «Русский язык» в 1-3-х классах отводится 5 часов в неделю.

 

В 1 «А» классе  русский язык изучается по программе Соловейчик М.С.УМК «Гармония»,изд. «Ассоциация 21 в.» 2011г.

 

В 1 «Б», «Г», «Е», 2  «В», «Г», «Д», классах русский язык изучается по программе  Горецкого В.Г. «Азбука» и Канакиной В.П., Горецкого В.Г.  «Русский язык», Просвещение «УМК «Школа России», 2011

 

В 1  «В», «Д» ,2 «А», «Б» классах русский язык изучается по программе Климановой Л.Ф., «Азбука» и «Русский язык», УМК «Перспектива», «Просвещение», 2011г.

 

В 3«Б», «В»,  «Е» классах русский язык изучается по программе Канакиной В.П., Горецкого В.Г.    «Русский язык», Просвещение «УМК «Школа России», 2011г.

 

Во 3 «А», «Г» «Д», классах изучается по программе Климановой Л.Ф., «Русский язык», УМК «Перспектива», «Просвещение», 2011г.

2. Литературное чтение

На учебный предмет «Литературное чтение» отводится в 1-3х классах 4 часа в неделю.

 

В  1 «В», «Д», 2 «А», «Б»,3 «А», «Г», «Д» классах литературное чтение изучается по программе Климановой Л.Ф., «Литературное чтение» УМК «Перспектива» Просвещение ,2011.

 

В1 «Б», «Г», «Е» 2 «В», «Г», «Д»3 «А», «Г», «Д»  классах  литературное чтение изучается по программе Климановой В.Г. , УМК «Школа России», Просвещение, 2011,

 

В 1 «А» классе литературное чтение изучается по программе КубасовойО.В.,УМК «Гармония»,2011г., «Ассоциация 21в.»

 

 

3.Иностранный язык (английский).

На учебный предмет «Английский язык» отводится во 2 -3 х классах 2 часа в неделю:

 

В 3 «Б», «В», «Е» классах английский язык изучается  по программе Кузовлева В.П. «Английский язык», УМК «Школа России»,  Просвещение,2011г..

 

Во 2 «А», «Б»,  3 «А», «Г», «Д» классах английский язык изучается  по программе Быкова Н.И. «Английский язык», УМК «Перспектива»,  Просвещение, 2011г.

4. Математика

На учебный предмет «Математика» в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю по программам:

 

В 1 «Б», «Г». «Е»,  2 «В», «Г», «Д» ,3 «Б», «В», «Е»   классах математика изучается по программе М.И.Моро, «Математика» УМК «Школа России» Просвещение,2011 г.

 

В 1 «В», «Д», 2 «А», «Б»,3 «А», «Г», «Д» классах математика изучается по программе Петерсон Л..Г. «Математика» УМК «Перспектива», «Просвещение» 2011 г.

 

Во 2 «А», «Г», «Д» классах математика изучается по программе Петерсон Л.Г. «Математика» УМК «Перспектива», «Просвещение» 2011 г. 

В 1 «А» классе математика изучается по программе ИстоминойН.Б.,УМК «Гармония». «Ассоциация 21в.»

5. Окружающий мир

На учебный предмет «Окружающий мир » отводится в 1-3 - х классах по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание входят дополнительно элементы основ безопасности жизнедеятельности, в курсе изучаются правила дорожного движения. 

В 1 «Б», «Г», «Е» ,2 «В», Г,3 «Б», «В», «Е» классах окружающий мир изучается по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас». УМК: «Школа России»,  Просвещение,2011 г. 

В 1 «В», Д ,2 «А», «Г», «Д»,3 «А», «Г», «Д» классах окружающий мир изучается по программе Плешакова А.А., «Окружающий мир»,  УМК «Перспектива», Просвещение, 2011 г 

В1 «А» классе окружающий мир изучается по программеО.Т.ПоглазовойМК «Гармония», «Ассоциация21в.» 

6. «Искусство

Учебный предмет «Искусство» представлен следующими предметами: «Изобразительное искусство» 1 час в неделю,  «Музыка» 1 час в неделю: 

В1 «Б», «Г», «Е», 2«В», «Г», «Д» ,3 «Б», «В», «Е» классах предмет изобразительное искусство изучается по программе Неменской Л.А. УМК «Школа России», Просвещение , 2011г. 

В 1 В  2 «А», «Б» 3 «А», «Г», «Д» классах предмет изобразительное искусство изучается по программе Шпикаловой Т.Я.,  УМК «Перспектива», Просвещение , 2011г.г 

В1 «А» классе-по программе Т.А.КопцевойМК «Гармония»2011г. 

В1 «Б», «ûДЕ 2 «А», «Б», «В», «Г», «Д», классах музыка изучается по программе Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка». УМК «Школа России». УМК «Перспектива». 2011г. 

В 3 «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Е», классах музыка изучается по программе Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка». УМК «Школа России». УМК «Перспектива».2012г.

В1 «А»  кл. –по программе М.С.КрасильниковойМК «Гармония» ,2011г. 

7.«Технология»

На учебный предмет технология  отводится в 1-3-х 1 час в неделю.

В1 «А» кл. –по программеН.М.Конышевой,УМК «Гармония» 2011г.

Во  2  «А», «Б» классах технология изучается по программе Роговцевой Н.И. «Технология», УМК «Перспектива», Просвещение, 2011г.

 В1Б», «Г», «Е» классах технология изучается по программе Роговцевой Н.И. «Технология», УМК «Школа России», Просвещение, 2011г. 

В 3 «А»,  «Г», «Д» классах технология изучается по программе Роговцевой Н.И. «Технология», УМК «Перспектива», Просвещение, 2011г. 

В3 «Б», «В», «Е» классах технология изучается по программе Роговцевой Н.И. «Технология», УМК «Школа России», Просвещение, 2011г.

9. Физическая культура

На учебный предмет «Физическая культура» в 1 - 3 классах отводится 3 часа в неделю:

В1 «А»кл.-по программе ТарнопольскойР.И.,УМК «Гармония»2011г.

В 2  «В», «Г», «Д» классах физическая культура изучается по программе  В.И. Ляха, «Физическая культура». Просвещение,2011 г.

В 3 «Б», «В», «Е»  классах физическая культура изучается по программе  В.И. Ляха, «Физическая культура». Просвещение,2012 г. 

Во 2 «А», «Б»,  классах физическая культура изучается по программе Матвеева А.П. «Физическая культура», Просвещение, 2011г

В 3 «А», «Г», «Д» классах физическая культура изучается по программе Матвеева А.П. «Физическая культура», Просвещение, 2012г. 

Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

·формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

·готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;

·формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

·личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.

В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,  общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное).

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательное учреждение предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, диспуты, конкурсы, соревнования, т. д.

Для учащихся 1-3 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в первом классе — 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность урока составляет:

·в 1 классе — сентябрь-октябрь 35 минут- 3 урока;

                     -  ноябрь-декабрь 35 минут- 4 урока;

                     -  январь- май 45 минут;

  ·во 2 классах —45 минут.

 

Базисный учебный план

(пятидневная рабочая неделя)

 

Учебные предметы

Количество часов

1

класс

2

класс

3

класс

4

класс

Русский язык

5

5

5

4

Литературное чтение

4

4

4

4

Иностранный язык

 

2

2

2

Математика

4

4

4

4

Окружающий мир

2

2

2

2

Искусство (Музыка и ИЗО)

2

2

2

2

Технология

1

1

1

1

Физическая культура

3

3

3

3

Основы религиозных культур и светской этики

 

 

 

1

Итого:

21

23

23

23

Компонент образовательного учреждения (6- дневная неделя)

 

3

3

3

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

 

26

26

26

Компонент образовательного учреждения (5- дневная неделя)

 

 

 

 

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

21

23

23

23


3.2. Программа  внеурочной деятельности

Содержание:

1.      Пояснительная записка.

2.      Цели программы.

3.      Задачи программы.

     4.  Условия реализации программы.

     5.  Кадровое обеспечение и научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости    учащихся во внеурочное  время.

6. Содержание воспитательной деятельности.

     7. Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности.

    8.  Ожидаемые результаты реализации программы.

1.Пояснительная записка.

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

    Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

    Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

   Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, соревнований, и т.д.  Посещая кружки, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

  Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

  Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

   В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1)  игровая деятельность;

2)  познавательная деятельность;

3)  досугово-развлекательная деятельность;

4)  художественное творчество;

5)  социальное   творчество;

6)  спортивно-оздоровительная деятельность.

2.Цель программы:

Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

3.Задачи программы:

1.      Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с культурно-досуговым библиотечным  центром, семьями учащихся.

2.      Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

3.      Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

4.      Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

           сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

5.      Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

6.      Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования здорового образа жизни.

4.Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

 

5. Кадровое обеспечение. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время. 

В реализации программы участвуют:

Совершенствование уровня кадрового обеспечения:

Задачи

Мероприятия

Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности

Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.

Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса

Курсы повышения квалификации педагогов школы

Обеспечение комфортных условий для работы педагогов

Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков

 

 Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.

                   Задачи

                                          Мероприятия

Создать банк методических разработок дел школы,    мероприятий, событий

Систематизация авторских разработок педагогов.

Организация обмена опытом педагогов.

Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов.

Курсы повышения квалификации по вопросам  воспитательной и внеурочной  деятельности педагога.

 

Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся.

Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.

Систематизация методической литературы.

Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы.

 

Материально-техническое обеспечение:

·         учебные кабинеты школы

·         кабинет информатики

·         аудио-видеоаппаратура

·         наглядные пособия, макеты

·         дидактические материалы  (методические рекомендации, разработки, сценарии, научно –методическая  литература).

6. Содержание   деятельности     по    реализации      программы:

Содержание программы  определено с учетом: возрастных, психофизиологических индивидуальных особенностей  учащихся, интересов и потребностей учащихся. 

Внеурочная деятельность в школе реализуется  по направлениям развития личности.

Направление

Название кружков

Количество часов по классам

1

класс

2

класс

3

класс

4

класс

Спортивно- оздоровительное

 «Здоровье и здоровый образ жизни»

 

 

 

 

 «Школа здоровья»

1

2

2

 

Духовно- нравственное

 «Природа родного края»

2

 

 

 

 «Путешествие в мир экологии»

1

 

 

 

 «Волшебная сила слова»

 

2

 

 

  «Азбука этикета»

 

 

2

 

Общеинтеллектуальное

 «Хочу всё знать»

1

 

 

 

 «Любимые страницы»

1

 

 

 

«В мире книг»

 

1

 

 

  «Хочу знать»

 

1

 

 

     «Зелёная планета»

 

 

1

 

  «Экологическая азбука»

 

 

1

 

 «Мир лекарственных растений»

 

 

1

 

Общекультурное

 «Культура общения»

1

 

 

 

 «Планета Загадок»

 

1

 

 

 «Смотрю на мир глазами художника»

 

 

1

 

 «Волшебный карандашик»

 

 

 

 

Социальное

 «Загадочный мир вокруг нас»

1

 

 

 

 «Азбука безопасности»

2

 

 

 

 «Мой родной город»

 

2

 

 

 «Моя Россия»

 

1

 

 

 «Мой разноцветный мир»

 

 

2

 

 «Край, в котором я живу»

 

 

 

 

Итого

 

10

10

10

-

 

Внеурочная деятельность учащихся в рамках классного коллектива подчинена общешкольным мероприятиям.

Календарь традиционных школьных дел и праздников

Время проведения

Тема мероприятия

Сентябрь

1 сентября – День знаний; День здоровья.

Октябрь

Праздник осени (Праздник урожая);

Ноябрь

День народного единства; День матери

Декабрь

Новогодний праздник,

Акция « Подкормим птиц зимой»

Январь

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»,.

Февраль

День защитника России. 

 

Март

Праздник мам; Праздник книги.

Апрель

«Встреча  птиц»

Май

До свидания, школа; Здравствуй лето!

 

Формы внеурочной воспитательной работы:

1. Спортивно-оздоровительное:

•     Работа кружков « Здоровье и здоровый образ жизни»; «Школа здоровья»;

•     Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», «Весёлых стартов», подвижных игр;

•     Проведение бесед по охране здоровья;

•     Применение на уроках  игровых моментов, физинуток.

2.Духовно-нравственное:

•     Работа кружков «Азбука этикета», «Природа родного края», «Волшебная сила слова»;

•      «Путешествие в мир экологии»

•     Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;

•     Виды творческой художественной деятельности детей;

•     Проведение совместных праздников школы и общественности;

•     Использование аудиозаписей и технических средств обучения;

•     Экскурсии;

•     Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);

•     Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

3. Общеинтеллектуальное

•      Работа кружков «Хочу всё знать»», «Мир лекарственных растений», «Любимые страницы», «Хочу знать»; «В мире книг»кологическая азбука».Зелёная планета»

•     Культпоходы в театры, музеи, библиотеки, выставки;

•     Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;

•     Художественные выставки, , спектакли в классе, школе;

•     Приглашение артистов театра;

•     Предметные недели;

•     Конкурсы, экскурсии, деловые и ролевые игры и др.;

4. Общекультурное 

•      Работа кружков  « Смотрю на мир глазами художника», «Волшебный карандашик», «Планета Загадок», «Культура общения»

•     Конкурсы;

•     Художественные выставки,  спектакли в классе, школе;

•     Проведение тематических классных часов;

•     Предметные недели;

•     Конкурсы, экскурсии, деловые и ролевые игры и др.;

 

5.Социальное

·        Работа кружков «Край, в котором я живу», «Загадочный мир вокруг нас»,     «Азбука безопасности», «Мой родной город», «Моя Россия», «Мой разноцветный мир».

·        Культпоходы в музеи;

·        Предметные недели;

·        Конкурсы, экскурсии;

7.Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

 Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения  на процесс развития личности ребенка )

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов  – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов  – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов  за пределами школы, в открытой общественной среде.

Портрет ученика МАОУ ДСОШ №7 с УИОП .

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:

- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

- обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- любящий свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

8. Ожидаемые результаты.

·      Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом;

·      воспитание уважительного отношения к своей  школе, городу, стране;

·      воспитание у детей толерантности;

·      навыков здорового образа жизни;

·      формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры;

·       осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

·      развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления;

·       реализация основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

 

Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

  овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

 Таким образом, актуальность данной модели обусловливается:

- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;

- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.

4.      Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин.

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

 Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования:

·устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования;

·определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;

·выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

·определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе.

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.

При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделённой (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).

Функции универсальных учебных действий:

·обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

·создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

 личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

·личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

·смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

·нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

·целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

·планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

·прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны'х характеристик;

·контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

·коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

· оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

·самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

·поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

·структурирование знаний;

·осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

·выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

·смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

·постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют

Знаково-символические действия:

·моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

·преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

·анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

·синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

·выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

·подведение под понятие, выведение следствий;

·установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

·построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

·доказательство;

·выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

·формулирование проблемы;

·самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

·планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;