«Утверждаю»
Директор ДСОШ №7
________/Дядюра В.М./
« 01» сентября 2011 г.
приказ № 137
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценки качества образования
в муниципальном общеобразовательном учреждении
Домодедовской средней общеобразовательной школе №7
с углубленным изучением отдельных предметов.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о системе оценки качества образования в общеобразовательном учреждении (далее – ОУ) разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании», Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 г.г. , утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.12.2005г. № 803, приказами Министерства образования Московской области от 29.06.2007г. № 3906 - 01 а/07, от 27.02.2007г. № 289, решением августовской конференции «Состояние проблемы и перспективы развития муниципальной системы образования в условиях модернизации образования», Положением о системе оценки качества образования в городском округе Домодедово, утвержденном приказом управления образования от 09.01.2008 г.№35.определяет основные цели, задачи и принципы функционирования системы оценки качества образования в ОУ, а также её структуру, порядок проведения мониторинга и оценки качества образования.
1.2. Система оценки качества образования (далее СОКО) в ОУ включает в себя совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных результатов и факторов, влияющих на их получение.
1.3. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования в ОУ являются:
- обучающиеся и их родители;
- органы законодательной и исполнительной власти Московской области;
- управление образования администрации городского округа Домодедово;
- образовательные и научные учреждения;
- работодатель;
- общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.
1.4. В Положении используются следующие определения и термины.
Качество – интегральная характеристика существенной определенности предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других; качество связано с предметом как целым, неотделимо от него и не сводится к отдельным его свойствам.
Образование – целенаправленная деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая в интересах обучающихся, общества и государства в соответствии с принципами образовательной политики, закрепленными в законодательстве РФ.
Качество образования – интегральная характеристика системы образования в целом, отражающая ее соответствие личностным ожиданиям субъектов образования, социальным запросам и государственно-нормативным требованиям.
Оценка качества образования – познавательно-оценочная деятельность, результатом которой является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиях обучающихся.
1.5. СОКО включает в себя оценку качества:
– условий организации образовательного процесса;
– процесса реализации образовательных программ;
– профессиональной компетенции педагогических кадров и их деятельности по обеспечению надлежащего уровня результатов образования;
– индивидуальных достижений обучающихся;
– результатов общешкольных достижений.
1.6. Методика оценки качества образования осуществляется на основе системы показателей и индикаторов, характеризующих три основные аспекты качества образования (качество условий, качество процесса, качество результатов).
Номенклатура показателей и индикаторов качества и их эталонные значения устанавливаются нормативными актами, регламентирующими параметры контроля и оценки качества образования.
1.7. ОУ обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использования полученных результатов.
1.8. Создаваемая в ОУ СОКО является составной частью реализации РКПМО, её третьего направления: «Развитие региональной системы оценки качества образования».
II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОКО
2.1. Целью СОКО является совершенствования управления качеством образования, а также предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования в общеобразовательном учреждении, тенденции его изменения и причинах влияющих на его уровень.
2.2. Основными задачами СОКО являются:
– разработка и внедрение эффективной системы контроля оценки и анализа образовательных достижений обучающихся;
– формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования и подхода к его изменению;
– информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга системы образования в ОУ;
– обеспечение доступности качественного образования;
– оценка организации образовательного процесса;
– сравнительный системный анализ качества образовательных услуг, представляемых ОУ и другими образовательными учреждениями округа;
– обеспечение сопоставимости образовательных достижений обучающихся на разных ступенях образования;
– оценка условий организации учебного процесса;
– определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, методик и технологий, их соответствия нормам и требованиям стандартам;
– оценка реализации инновационных введений в ОУ;
– повышение уровня информированности участников образовательного процесса и общественности о результативности образовательного процесса;
– принятие обоснованных управленческих решений, прогнозирование развития образовательной системы ОУ;
–обеспечение условий для самооценки и самоконтроля, поддержания устойчивого развития образовательной системы в ОУ;
- привлечение общественности к внешней оценке качества образования в ОУ на всех уровнях и ступенях..
2.3. В основу СОКО ОУ положены следующие принципы:
– соблюдение преемственности и позитивных традиций российской системы образования;
– реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
– открытости, гласности и прозрачности процедур оценки качества образования;
– профессионализма, объективности;
– подотчетности;
– непрерывности развития и интеграции.
3.1. Качество проектирования образовательной деятельности
– качество концепции функционирования и развития ОУ;
– качество моделирования образовательного процесса;
– качество образовательной программы;
– качество учебного плана;
– качество конструирования учебных занятий.
3.2. Качество образовательного процесса
– качество целей и содержания профессионального образования, реализуемого в ОУ;
– качество режима работы ОУ;
– качество расписания,
– качество управления образовательным процессом;
– качество организационной культуры;
– психологический микроклимат;
– качество учебных занятий;
– качество педагогической деятельности преподавателей;
– качество образовательной деятельности школьников;
– качество функционирования образовательной деятельности;
– качество развития.
3.3. Качество педагогических условий и ресурсного обеспечения образовательного процесса.
– профессиональная компетентность персонала;
– морально-психологический микроклимат;
– гигиенические условия;
– создание личностно-ориентированной развивающей образовательной среды и др.
– качество нормативно-правового обеспечения;
– качество кадрового обеспечения;
– качество профессиональной компетентности педагогических работников;
– качество программно-методического обеспечения;
– качество материально-технического обеспечения;
– качество финансово-экономического обеспечения;
– качество информационного обеспечения.
3.4. Качество организационной культуры образовательного процесса.
– нормы поведения;
– правила;
– психологический микроклимат;
– коммуникационная система и язык общения;
– внешний вид, одежда;
– культура питания;
– рациональное отношение к времени;
– процесс развития личности преподавателя;
– педагогическая тактика и мотивирование.
3.5. Качество исследовательской деятельности.
– качество исследовательской, проектной деятельности обучающихся, учителей и др.
3.6. Качество управления развитием человеческого потенциала субъектов образовательного процесса в ОУ.
– профессиональная компетентность;
– работоспособность;
– интеллектуальные, познавательные способности;
– креативные способности;
– способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию;
– способность к профессионально-личностному саморазвитию)
3.7. Качество результатов образовательной деятельности.
– конкурентоспособность ;
– качество подготовки выпускников;
– качество обученности школьников;
– результативность учебных занятий и внеклассных дел;
– способность школы обеспечить сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
– уровень воспитанности обучающихся;
– личностные достижения обучающихся и педагогов.
– качество образовательной программы школы, учебного плана;
– качество образовательных программ конкретных учебных предметов;
– качество содержания учебных занятий;
–качество содержания программы воспитания, конкретных воспитательных дел.
3.8. Качество ресурсного обеспечения образовательной деятельности
– качество нормативно-правового обеспечения;
– качество кадрового обеспечения;
– качество профессиональной компетентности педагогических кадров;
– качество программно-методического обеспечения;
– качество финансово- экономического обеспечения.
4.1. Пути реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной системы ОУ, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.
4.2.Параметры оценки качества индивидуальных образовательных достижений включают в себя:
– единый государственный экзамен (ЕГЭ), обеспечивающий совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов и вступительных испытаний в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования;
– государственную (итоговую) аттестацию по новой форме выпускников 9-х классов;
– промежуточную и текущую аттестацию обучающихся (мониторинг и диагностика обученности);
– мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 4-х классов по русскому языку, математике и чтению;
– участие и результативность работы в ученическом научно-исследовательском обществе, школьных, муниципальных, областных и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях;
– мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5-х и 10-х классов;
– мониторинговое исследование обучающихся 1-х классов
В качестве индивидуальных образовательных достижений рассматриваются:
– уровень сформированности общеучебных умений и навыков;
– уровень познавательной активности;
– образовательные достижения по отдельным предметам;
– динамика образовательных достижений;
– отношение к учебным предметам;
– внеучебные компетентности (познавательные, социальные, информационные и т.д.);
– удовлетворенность образованием;
– степень участия в образовательном процессе (активность работы на уроке, участие во внеурочной работе и т.д.);
– уровень социализации учащихся;
– участие в конкурсах, смотрах, предметных олимпиадах, конференциях ;
– дальнейшее образование и карьера выпускника.
4.3. Параметры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включают в себя:
– уровень квалификации членов педагогического коллектива;
– прохождение аттестации;
– уровень владения учебными программами и современными технологиями обучения;
– наличие у учителей авторских программ и разработок
– отношение к инновационной работе;
– отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе методических объединений, участие в научной работе и т.д.)
– участие в работе творческих лабораторий;
– образовательные достижения обучающихся (отличники, хорошисты, медалисты, победители олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей и т.д.);
– подготовку и участие в качестве экспертов ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.;
– личные достижения в конкурсах «Педагог года», «Самый «классный» классный».
4.4. Параметры оценки качества образовательного процесса включают в себя:
– результаты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;
– оценку достижений в приоритетном национальном проекте «Образование», РКПМО муниципальных конкурсах;
– эффективность механизмов самооценки и внешней оценки достоинств и недостатков в учебной, научно-методической, административной и хозяйственной деятельности;
– принятия стратегически значимых решений путем ежегодных публичных докладов.
4.5. Параметры оценки качества материально-технического обеспечения образовательного процесса включают в себя:
– наличие и достаточность мультимедийной техники, её соответствия современным требованиям;
– программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность использования в учебном процессе;
– оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
– обеспеченность методической и учебной литературой.
4.6. Параметры оценки качества инновационной деятельности включают в себя:
– оценку эффективности предпрофильной подготовки и профильного обучения (положительная динамика обученности);
– наличие ученического научно-исследовательского общества, продуктивность его работы. Рост интереса к участию в нем со стороны обучающихся педагогов;
– оценку воздействия инноваций на развитие системы образования в целом;
– полезность и практическая значимость инновационных процессов;
– владение современными технологиями обучения;
– наличие договоров и совместных планов работы с ВУЗами, результативность выполнения договорных обязательств.
4.7. Параметры оценки комфортности обучения включают в себя:
– оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, производственной санитарии, антитеррористической защищенности) требования нормативных документов;
– оценку состояния условий обучения требованиям СанПиН 2.4.2.11.78-02
– соответствие условий обучения его задачам;
– соответствие условий обучения возрастным особенностям учащихся
– соответствие режима работы и учебной нагрузки (расписания учебных занятий) санитарно-гигиеническим нормам и требованиям;
– соответствие оборудования и содержания учебных кабинетов санитарно-гигиеническим нормам и требованиям;
– наличие в школе оздоровительной программы для учащихся и учителей.
– организация медицинского обслуживания;
– соблюдение режима работы учреждения;
– осуществление индивидуального подхода к учащимся;
– оценку морально-психологического климата.
4.8. Параметры оценки образования включают в себя:
– анализ и оценку системы приема обучающихся в ОУ;
– анализ индивидуальных особенностей учащихся и их интересов, мотивов, склонностей и уровня мотивации учения;
– оценку отсева обучающихся на всех ступенях обучения (количество, причины, динамика, законность);
– конкурентоспособность (отношение количества детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне ОУ, но обучающихся других ОУ, к количеству детей, проживающих в других микрорайонах, но обучающихся в ОУ);
– оценку открытости школы для родителей и общественных организаций.
– оценка системы обеспечения образовательной программы ресурсами:
4.9. Параметры оценки системы дополнительного образования включают в себя:
– количество предоставляемых школой дополнительных образовательных услуг и охват ими обучающихся;
– заинтересованность родителей и обучающихся в дополнительных образовательных услугах;
– степень соответствия количества и качества дополнительных образовательных услуг запросам родителей и обучающихся;
– результативность предоставляемых образовательных услуг (наличие победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей и т.д.);
– применимость полученных знаний и умений на практике;
– развитие программы « Одаренные дети»
4.10. Параметры оценки организации питания включают в себя:
– определение категории и количества детей, обеспечиваемых бесплатных питанием;
– охват горячим питанием обучающихся в лицее за счет бюджетных средств и средств родителей;
– составление меню с учетом физиологической потребности детей в биологически ценных веществах;
– решения вопросов совершенствования питания с внедрением современных технологий;
– оптимизация рациона питания учащихся пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами;
– наличие претензий к качеству и ассортименту питания;
– соблюдение нормативов и требований СанПиН 2.4.2.11.78-02.
4.11. Параметры оценки состояния здоровья обучающихся включают в себя:
– наличие медицинского кабинета и его оснащенность в соответствии с современными требованиями;
– регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических и гигиенических профилактических мероприятий;
– оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников;
– оценку эффективности оздоровительной работы (оздоровительный компонент содержания учебных предметов, здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и т.д.);
– оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы (распределение школьников по уровню физического развития, группам риска, группам здоровья, группам физической культуры);
– оценку объема и качества логопедической и психологической помощи;
– развитие программы «Здоровье».
– оценку воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни;
– уровень учебной и других нагрузок;
– оценку качества школьного питания;
– состояние микроклимата в классах;
4.12. Параметры оценки качества воспитательной работы включают в себя:
– степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и родителей;
– оценка нравственного, эстетического, экологического воспитания;
– воспитание гражданской активности, патриотизма;
– демократичности, характера планирования воспитательной работы (участие в планировании тех, кто планирует и тех, для кого планируют);
– состояние педагогической пропаганды среди родителей;
– охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям;
– наличие детского самоуправления, его соответствие различным направлениям детской самодеятельности;
– наличие естественной связи: воспитание на уроке, вне урока, вне ОУ;
– удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительной динамики результатов воспитания;
– наличие положительной динамики в оценке обучающимися роли ОУ, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, использованием досуга, отношений с родителями;
– наличие сложившейся системы стимулирования участников воспитательного процесса.
4.13. Параметры оценки качества финансово-экономической деятельности включают в себя:
– оценку своевременности, объективности и открытости введения новой системы оплаты труда;
– анализ штатного расписания;
– анализ наполняемости классов;
– анализ сметы по бюджетным ассигнованиям на финансовый год и продуктивности использования её расходной части;
– наличие договоров по платным дополнительным образовательным услугам и другим приносящим доход услугам;
– наличие программы благотворительной помощи;
– оценку управленческих решений, принятых по актам проверок и обследований финансово-хозяйственной деятельности лицея вышестоящими и другими организациями.
V. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
5.1. Мониторинг и оценка качества образования в ОУ проводится по следующим уровням и ступеням образования:
– начальное общее образование;
– основное общее образование;
– среднее (полное) общее образование.
5.2 Мониторинг и оценка качества образования в ОУ проводится по утвержденным управлением образования техническим заданиям.
5.3 Результаты оценки качества образования доводятся до сведения педагогического коллектива, родителей обучающихся (законных представителей), учредителя, общественности и общественных организаций.
5 4. Администрация ОУ ежегодно печатает публичный доклад о состоянии качества образования и финансово-хозяйственной деятельности в местных средствах массовой информации и на своем официальном сайте в сети Интернет.