Школьная фобия
Сегодня мы продолжаем тему детских страхов. Существует
термин "школьная фобия", что подразумевает навязчиво
преследующий некоторых детей страх перед посещением школы.
Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о
страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым
тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и
находящийся в условиях гиперопеки.
Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот
страх детям или драматизируют проблемы начала обучения,
выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по
поводу каждой написанной буквы. В результате у детей
появляются чувство неуверенности в своих силах, сомнения в
своих знаниях, привычка надеяться на помощь по любому
поводу.
При этом тщеславные родители, жаждущие успеха любой ценой,
забывают, что дети даже в школе остаются детьми - им хочется
поиграть, побегать, "разрядиться", и нужно время, чтобы
стать такими сознательными, какими их хотят видеть взрослые.
Обычно не испытывают страха перед посещением школы уверенные
в себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся
самостоятельно справиться с трудностями обучения и наладить
взаимоотношения со сверстниками.
Другое дело, если речь идет о подчеркнуто самолюбивых, с
завышенным уровнем притязаний детях, которые не приобрели до
школы необходимого опыта общения со сверстниками, не ходили
в детский сад, чрезмерно привязаны к матери и недостаточно
уверены в себе. В этом случае они боятся не оправдать
ожиданий родителей, одновременно испытывая трудности
адаптации в школьном коллективе и отраженный от родителей
страх перед учительницей.
Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда
готовят уроки или отвечают у доски, потому что их мать
педантично проверяет каждую букву, каждое слово. И при этом
очень драматично ко всему относится: "Ах, ты сделал ошибку!
Тебе поставят двойку! Тебя выгонят из школы, ты не сможешь
учиться!" и т. д. Она не бьет ребенка, только пугает. Но
наказание все равно присутствует. Это и есть психологическое
битье. Самое настоящее.
И что же получается? До прихода матери ребенок готовит
уроки. Но все идет насмарку, потому что приходит мать и
начинает уроки сначала. Ей хочется, чтобы ребенок был
отличником. А он не может им быть в силу разных не зависящих
от него причин. Тогда он начинает бояться отрицательного
отношения матери, и этот страх переходит на учителя,
парализует волю ребенка в самые ответственные моменты: когда
вызывают к доске, когда нужно писать контрольную или
неожиданно отвечать с места.
В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтами со
сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их
стороны. Это характерно для эмоционально чувствительных,
часто болеющих и ослабленных мальчиков, и особенно для тех
из них, кто перешел в другую школу, где уже произошло
"распределение сил" внутри класса.
Мальчик 10 лет постоянно пропускал школу из-за слегка
повышенной без видимых причин температуры. Врачи безуспешно
искали источник его заболевания, в то время как оно было
вызвано эмоциональным стрессом после перевода в другую
школу, где над ним систематически издевались ребята, уже
давно поделившие сферы влияния в классе. Педагог же никаких
решительных мер не предпринимал, отделываясь укоризненными
замечаниями в адрес не в меру агрессивных ребят.
Тогда мальчик сам принял решение - больше не ходить в школу,
благо температура от волнения и ожидания поднималась каждый
день. В итоге он стал исправно "болеть", учительница
приходила к нему домой, проверяла уроки и выставляла оценки
за четверть. Так он "победил" в этой борьбе. Но какой ценой?
У него развились пассивность, тревожность и прекратились
контакты со сверстниками. Неудивительно, что он
непроизвольно оказывал сопротивление любым попыткам улучшить
его состояние и вернуть в школу. Отсутствие же своевременной
поддержки со стороны учителя усугубило его беззащитность и
способствовало развитию неблагоприятных черт характера.
Помимо "школьных" страхов для детей младшего школьного
возраста типичен страх стихии - природных катаклизмов: бури,
урагана, наводнения, землетрясения. Он не случаен, ибо
отражает еще одну особенность, присущую данному возрасту:
так называемое магическое мышление - склонность верить в
"роковое" стечение обстоятельств, "таинственные" явления,
предсказания и суеверия.
В этом возрасте переходят на другую сторону улицы, увидев
черную кошку, верят в "чет и нечет", тринадцатое число,
"счастливые билеты". Это возраст, когда одни дети просто
обожают истории о вампирах, привидениях, а другие их
панически боятся. Особой пугающей популярностью когда-то
пользовались герои кинофильмов "Вий" и "Фантомас".
В последнее время на смену им пришли космические пришельцы и
роботы. А боязнь покойников и призраков была всегда. Вера в
существование "темных" сил - наследие средневековья с его
культом демономании (на Руси - вера в чертей, леших, водяных
и оборотней).
Все перечисленные страхи отражают своего рода магическую
направленность, веру в необычное и страшное, захватывающее
дух и воображение. Подобная вера уже и сама по себе является
естественным тестом на внушаемость как характерную черту
младшего школьного возраста. Магический настрой находит свое
отражение в кошмарных сновидениях детей данного возраста:
"Иду, иду по улице и натыкаюсь на какого-то старика, а он
оказывается колдуном" (мальчик 7 лет), "Я иду с ребятами, а
нам какой-то человек из глины попадается, страшный, он бежит
за нами" (девочка 8 лет).
Типичными страхами у младших школьников бывают страхи Черной
Руки и Пиковой Дамы. Черная Рука - это вездесущая и
проникающая рука мертвеца, в чем нетрудно увидеть наследие
Кощея Бессмертного, точнее - всего того, что осталось от
него, как, впрочем, и Скелета, которого также часто боятся в
младшем школьном возрасте.
Напоминает о себе и Баба Яга в образе Пиковой Дамы. Пиковая
Дама - такая же бесчеловечная, жестокая, хитрая и коварная,
способна наслать колдовские чары, заговорить, превратить в
кого-либо или что-либо, сделать беспомощным и безжизненным.
В еще большей степени ее образ олицетворяет все, так или
иначе связанное с фатальным исходом событий, их
предрешенностью, роком, судьбой, предзнаменованиями,
предсказаниями, то есть с магическим репертуаром.
В страхе детей перед Пиковой Дамой часто звучит
беззащитность перед лицом воображаемой смертельной
опасности, усиленная разлукой с родителями и идущими из
более раннего возраста страхами темноты, одиночества и
замкнутого пространства. Вот почему данный страх типичен для
эмоционально чувствительных и впечатлительных детей,
привязанных к родителям.
И, наконец, Пиковая Дама - это коварная обольстительница,
способная разрушить семью. В таком виде она предстает перед
нами в истории мальчика 8 лет. Его строгая и принципиальная
мать долгое время держала в узде отца, человека доброго,
отзывчивого, бывшего чем-то вроде матери для мальчика. Сама
же она, наоборот, играла роль деспотичного отца, не
принимавшего мальчишескую линию поведения.
В 7 лет он оказался свидетелем ночного выяснения отношений
между родителями. Вскоре отец ушел к другой женщине. Затем
мальчик оказался впервые в пионерском лагере, где был
напуган старшими девочками, изображавшими Пиковую Даму. От
страха он увидел ее как бы наяву (эффект внушения). Дома не
засыпал один, открывал дверь и включал свет - боялся ее
появления и того, что она с ним сделает. Подсознательно он
уподоблял ее женщине, забравшей любимого отца, встречаться с
которым не мог в силу запрета
матери.
Страх перед Пиковой Дамой как раз и характерен для детей,
имеющих строгих, постоянно угрожающих и наказывающих
матерей, что, по существу, означает страх отчуждения от
образа любящей, доброй и заботливой матери. Эти матери
одновременно невротичны и истеричны, зациклены на своих
проблемах, никогда не играют с детьми и не подпускают их к
себе.
Итак, для младших школьников характерно сочетание социально
и инстинктивно опосредованных страхов, прежде всего страхов
несоответствия общепринятым нормам и страхов смерти
родителей на фоне формирующегося чувства ответственности,
магического настроя и выраженной в этом возрасте
внушаемости. Такие страхи являются нормой для детей этого
возраста.
Мария Демина
При подготовке выпуска использованы материалы книги Захарова
А.И. "Как помочь нашим детям избавиться от страха". - СПб,
Гиппократ, 1995